В экспедицию – только необходимое

Мода на минимализм, свойственная нынешнему состоянию спроса, как оказалось, вполне органично прижилась в прогулочном секторе отечественного судостроения, а уж в рыболовном и туристском ей пристало быть тем более. Уходящему в длительную экспедицию вольному путешественнику не нужны тиковые палубы и люки с электроприводом, а вот надежная двухмоторная установка с увеличенным запасом топлива очень даже пригодится.

Алюминиевый катер «Ямал-29» впервые увидели посетители московского бот-шоу, а через короткое время он попал и на ознакомление к журналистам – испытателям водной техники. Как мы отмечали в репортаже с выставки, 8.5-метровое судно с развитой «траулерной» рубкой имеет типичную се-вероамериканскую архитектуру, которая уже не раз вдохновляла нашего судостроителя на вольные интерпретации. «Ямал 29» сохранил некото-рые ее узнаваемые наследственные признаки: автотранспортную ширину, высокий борт, обратный наклон передних окон, лихо изогнутый козырек крыши, – они практичны для рабочего судна и придают цельность его внешнему облику.

Конструкция металлического судна, чьи детали кроит автоматический станок, хорошо проработана. Толщина днища из листового АМг -5 мм, борта и палуба – 4 мм, крыша рубки из «тройки». Борта ровные, покрашены фирменной глянцевой краской, на палубах наклеено не-скользящее покрытие. Следуя иде-ологии минимализма, строители не стали связываться с дорогостоящей привозной и заказной фурнитурой. Стекла без рам закреплены на гер-метик с дополнительной фиксацией винтами, сдвижная дверь в рубку собственного изготовления, держится плотно и жестко. Даже форточки в боковых окнах – собственные, и их большой размер здесь очень кстати, учитывая, что верхнего люка в рубке нет, да он и не имеет смысла из-за развитого козырька и перед крышей.

Владелец отказался от кабинки гальюна по левому борту и поставил и на ее месте вместительный холодильник, который дополнил своей горизонтальной поверхностью камбузную тумбу напротив. Между побортными рундуками в центре салона можно вставить закладную доску – получится двойное спальное место в дополнение к носовой каюте. Под креслами водителя и штурмана – только невысокие отсеки для мелочей, зато сами кресла установлены на подрессоренных основаниях.

Шероховатости в оборудовании салона конечно присутствуют, и они – следствие сугубо заказного характера судна. Планировка в сварной металлической лодке может быть любой, и всегда есть шанс что-то изменить сообразно эксплуатационному опыту при умеренных затратах.

Куда более радикальным выглядело желание заказчика установить мощную спарку моторов Suzuki по 250 л.с. каждый и вдобавок к ним 20-сильный «вспомогач» с отдельным ДУ, выведенным в кокпит. Такая батарея на транце вместе с кормовым топливным баком на 550 л изрядно сместила центр тяжести в корму, поэтому при разгоне в дополнение к опущенным транцевым плитам потребовалось поджимать моторы, а верхний предел скорости скорректировала склонность корпуса к дельфинированию.

С винтами шагом 23 дюйма мо-торы мощности недодали, раскрутившись до 4900 о6/мин. По цифрам часового расхода бензина видно, что реально выданная мощность составила менее 200 л.с. с каждого. Впрочем, энерговооруженность катера даже в груженом состоянии (с четырьмя членами экипажа и 700 л топлива) получилась впечатляющей. Максимальная скорость то и дело превышала 80 км/ч, и берега Невы мелькали за окнами. Учитывая, что суда такого класса нечасто ходят со скоростью более 50 км/ч, в идеале хватило бы и 200-250 л.с. общей мощности.

Резюме

«Ямал 29» – прочно «сшитый» рабочий и экспедиционный катер, способный противостоять тяжелым погодным условиям. Оборудован без претензий на шик, но со знанием дела. Энерговооруженность можно смело снижать вдвое: концепция минимализма от этого только выиграет.